Войти Регистрация

Войти в свой аккаунт

Логин
Пароль *
Запомнить меня

Создать учетную запись

Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.
Имя
Логин
Пароль *
Подтвердите пароль *
Email *
Подтвердите email *
Captcha *

Кохлеарная имплантация

Если у человека повреждена большая часть рецепторов улитки (волосковых клеток), то даже самые мощные современные слуховые аппараты ему не помогают: глухой человек слышит низкочастотные звуки большой и средней громкости (даже голос говорящего на небольшом расстоянии), но не слышит высокочастотные и тихие звуки - речь звучит неразборчиво, а глухому ребенку очень трудно научиться понимать речь на слух и говорить. Помочь глухому ребенку или взрослому человеку может толькокохлеарная имплантация(КИ).

  • http://www.usharik.ru/site/templates/usharik/images/kur.gif'); line-height: 19px; padding-left: 15px; background-position: 0px 10px; background-repeat: no-repeat no-repeat;">

    Что такое кохлеарная имплантация?

- Это дорогостоящая операция, относящаяся к видам высокотехнологичной медицинской помощи, призвана помочь тем, кому не помогают самые современные слуховые аппараты.

кохлеарная имплантация

Она является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, которая позволяет им слышать и понимать речь. В отличии от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, КИ обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву. Таким образом, в процессе операции во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

 

Что такое кохлеарная имплантация.

            айПо данным статистики, ежегодно в России из 1 000 новорожденных 1 ребенок рождается с тотальной глухотой. И в течении первых 2-3 лет жизни теряют слух еще 2-3 ребенка.                        

            Родился ребенок, да, тот, один из 1000, или из группы риска по тугоухости. В первые 3 дня ему провели аудиологический скрининг. Затем долго обследовали в сурдологическом центре. И вот наступает момент, когда для родителей звучат страшные слова: Ваш ребенок не слышит. И Вы понимаете, что самый лучший, самый красивый в мире малыш никогда не станет музыкантом ( или врачом, или актером). Потому, что он глухой. Разве можно передать все горе и отчаяние, которое охватывает родителей, бабушек и дедушек. Главное, чтобы Вы не остались одни в этот момент. И мы, врачи, педагоги и родители, которые уже через все прошли и успешно воспитываем своих болтливых глухих детей, поможем Вам справиться со всеми трудностями. Итак, начнем.

            На сегодняшний день - глухота это не приговор. Существует проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации детей с тотальной глухотой. Это кохлеарная имплантация.

            КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ - это система мероприятий и технических средств,  направленная на восстановление отсутствующего физического слуха.

            Комплект кохлеарной имплантации состоит из двух частей: внутренней и наружной. Внутренняя (имплантируемая), хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку во время операции. Наружная часть - речевой процессор носится за ухом или пристегивается к одежде малыша.

 речевой процессор                              внутренняя часть (имплантируемая)

 

                    рп                                         вч


 

Как работает система кохлеарной имплантации

1. Микрофон воспринимает окружающие нас звуки и передает их в речевой процессор.

2. Речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.

3. Эти импульсы антенна-передатчик посылает через неповрежденную кожу к кохлеарному импланту.

4. Имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке, где происходит стимуляция волокон слухового нерва.

5. Слуховой нерв воспринимает электрические импульсы и посылает информацию в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

показания к кохлеарной имплантации

  • Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ)
  • Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц
  • Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов (у детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен)
  • Отсутствие когнитивных проблем
  • Отсутствие психологических проблем
  • Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний
  • Готовность родителей к длительному послеоперационному   реабилитационному периоду занятий с аудиологами и сурдопедагогами

Основными противопоказаниями к кохлеарной имплантации являются:

  • Полная или частичная, но значительная, облитерация улитки
  • Ретрокохлеарная патология (поражение слухового нерва, невринома слухового нерва и проч.)
  • Отрицательные результаты промонториального теста
  • Сопутствующие тяжелые соматические заболевания (хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца и т.д.)
  • Интеллектуальная недостаточность
  • Наличие очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга
  • Отсутствие стремления к многолетней работе с сурдопедагогом после имплантации или отсутствие поддержки членов семьи и их готовности к длительной реабилитационной работе

Отдельно хочется затронуть тему преимущества проведения кохлеарной имплантации в раннем возрасте.                 

            Если у Вашего ребенка обнаружено снижение слуха, очень важно действовать немедленно. Чем раньше выявлена потеря слуха, тем больше шансов для успешной реабилитации, и интеграции ребенка в общество.

            С внедрением в России программы аудиологического скрининга новорожденных снижение слуха у вашего ребенка может быть выявлена очень рано.На 3-4 сутки жизни малыша в родильном доме проводят обследование слуха так называемый аудиотест. Если по каким-то причинам аудиологический скрининг не провели, имеется возможность пройти его в детских муниципальных поликлиниках учреждений здравоохранения в возрасте до 1 месяца. При отрицательных результатах (отоакустическая эмиссия не зарегистрирована), ребенок направляется на второй этап аудиологического скрининга: в Областной детский сурдологический центр НПЦ "Бонум". Помните, что раннее выявление тяжелых потерь слуха и глухоты – первый шаг к успешной реабилитации слуха.

            Если мозг никогда не обрабатывал слуховую информацию, он теряет такую способность уже через несколько лет. Поскольку мозг ребёнка гораздо легче адаптируется и обучается, получая новую для него акустическую информацию, ранняя кохлеарная имплантация – ключевой фактор в обеспечении вашего ребёнка необходимой информацией, воспринимаемой на слух.

            При врожденной глухоте и у детей, оглохших в первый год жизни (до формирования речи), минимально рекомендуемый возраст соответствует 12-18 месяцам.

Практически у всех этих детей через 1,5 года, при соответствующей реабилитации, появляется фразовая речь, а к пяти годам они по уровню развития устной речи практически не отличаются от своих слышащих сверстников.

            Оптимальные результаты могут быть достигнуты в возрасте до 3 лет. Принципиально вопрос об имплантации у ребенка даже большего возраста должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом как медицинских, так и психологических, и социальных показателей.

Этапы кохлеарной имплантации:

ž  Обследование кандидатов на кохлеарную имплантацию

ž  Хирургическая операция

ž  Реабилитация (подключение речевого процессора, настроечные сессии, занятия с педагогами по слухоречевому развитию

Первый этап:обследование кандидатов на кохлеарную имплантацию

Отбору кандидатов на кохлеарную имплантацию должно уделяться особое внимание. Если операция делается пациенту, у которого она заведомо будет не эффективной, это сопровождается как крушением надежд родителей и самого пациента, так и дискредитацией метода.

Комплексное аудиологическое обследование

мв

  • Акустическая импедансометрия
  • Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП
  • Тональная пороговая   аудиометрия
  • Аудиометрия в свободном      звуковом поле
  • Регистрация отоакустической      эмиссии (ТЕ ОАЭ, DР ОАЭ)

Психолого – педагогическое обследование

Оценка состояния развития слухового и речевого восприятия

Оценка уровня сформированности высших психических функции

мн

Медицинское обследование

  • Компьютерная томография (магнитно- резонансная томография – при необходимости)
  • Электроэнцефалография
  • Допплерография или реоэнцефалография
  • Оценка соматического здоровья для определения противопоказаний для проведения хирургической операции под наркозом
  • Оценка психоневрологического статуса пациента: консультация невролога и психиатра, т.к. успех имплантации зависит от сохранности функции слуховой коры, способной обеспечивать центральную обработку информации, поставляемой комплексом «кохлеарный имплант/слуховой нерв». При этом следует учитывать способность мозга к обработке информации и к обучению.

            По результатам обследования родители вместе с ребенком направляются на ВК (врачебная комиссия), где коллегиально принимается решение о необходимости выделения квоты и направления ребенка на ВМП кохлеарную имплантацию.

Второй этап - хирургическая операция

            В настоящее время процедура является стандартной и занимает 1 – 1,5 часа, если у пациента нет анатомических особенностей . В ходе операции под общим наркозом кохлеарный имплант хирургическим путем размешается в заушной области, а цепочка электродов вводится в улитку.

В 2011 году первые операции кохлеарной имплантации на Среднем Урале проведены в ОДСЦ НПЦ «Бонум» .

В настоящее время появись разновидности операций кохлеарной имплантации, так при наличии аномалий развития или анатомических особенностей.

хирург

Реабилитация после кохлеарной имплантации

            Принципиально важно понимать, что кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция, а комплексный метод реабилитации детей с глухотой и выраженной степенью тугоухости, осуществляемый командой специалистов, включающей аудиологов, отохирургов, сурдопедагогов, психологов, физиологов и др.

            И не верьте тем, кто говорит, что через два месяца после кохлеарной имплантации Ваш глухой ребенок будет говорить как его слышащие сверстники. Реабилитация - это самый длительный и трудный этап. Вы должны уметь ждать, должны быть терпеливы и выносливы. Этот этап полностью или на 95% зависит от Вас - родители, от Вашей готовности посвящать все свое свободное время в игры-занятия в бытовых ситуациях на развитие слуха и речи. А еще Вы должны быть готовы к поездкам на настройки импланта, на занятия к сурдопедагогам и психологам

Настройка речевого процессора

           пудов От того насколько правильно настроен речевой процессор, зависят слуховые способности ребенка и, как следствие, эффектность развития речи ребенка после операции. Адекватная настройка речевого процессора определяет эффективность всей последующей слухоречевой реабилитации.

            Первое подключение речевого процессора должно проводиться через 4-6 недель после операции – это очень ответственный этап, в котором принимают участие как аудиолог, так и сурдопедагог.

           Длительность первой настроечной сессии составляет 2недели, в течение которых аудиологом совместно с сурдопедагогом осуществляются 3-4настройки. Одновременно проводятся занятия с сурдопедагогами, консультации психолога, невролога осуществляется аудиологический контроль.

В течение первого года после имплантации должныпроводятся 4 настроечные сессии. Длительность сессий программирования составляет в среднем 2 недели. В течение второго года после имплантации проводятся 2 сессии программирования речевого процессора, а по истечении 2-х лет – настройки процессора и сурдопедагогические 1 раз в год.

В течение всей жизни проимплантируемый пациент нуждается в наблюдении врача сурдолога, невролога, технической поддержки, периодическим перепрограммированием речевого процессора, а также предоставлением информации о новых совершенных моделях речевых процессоров и новых алгоритмов обработки речи.

Психолого-педагогическая работа

            Главная задача педагога центра – научить маму правильно и эффективно обучать своего ребенка. Потому на всех занятиях присутствует мама. И не просто присутствует, а активно участвует в занятиях и учится у педагога. Мама же должна научить педагога как правильно общаться с ее малышом, как его понимать, что он знает и умеет. Основные направления психолого педагогической работы направлены на:

  • Развитие слухового восприятия и речи
  • Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание)
  • Психологическая помощь ребенку и его близким

Реабилитационные занятия с сурдопедагогом включает в себя обучение по следующим аспектам:

1. обнаружение наличия—отсутствия звуков;

2. обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые — разные);

3. различение голоса человека от неречевых бытовых сигналов;

4. опознавание бытовых сигналов;

5. определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.);

6. различие и опознавание отдельных звуков речи, (интонация, ритм), фонемных признаков (твердость—мягкость, место артикуляции и др.);

7. опознавание изолированных слов, предложений;

8. понимание слитной речи; понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.

           И я искренне верю, что пройдет несколько лет (для кого-то 2 года, для кого-то 3) и Ваш изумительный ребенок прибежит из детского сада и скажет Вам: " Маасьа, ся, я дя атя" что означает: "Мамочка, садись скорей, я дам тебе конфетку". И это будут самые приятные моменты Вашей жизни. И пусть в первое время понимать его будете только Вы, наступит момент когда уже совсем взрослая и красивая дочка или умный и сильный сынок, закончив школу, поцелует Вас и совсем по другому скажет: "Спасибо за все, милая мамочка". И тогда Вы вспомните всех тех людей, кто поверил в Ваши силы, кто был с Вами в те трудные первые годы. Так давайте вместе с вами станем этими добрыми людьми и поможем глухому ребенку выйти из мира глухонемоты. Пусть он услышит мир и заговорит.